Эксперт Координационного совета Владимир Петровский: создается еще один коллективный западный механизм по экономическому противодействию Китаю

В журнале «Международная жизнь» вышла статья эксперта Координационного совета Владимира Петровского.


Завершился саммит G7 в Хиросиме. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что решения, принятые на нем, «нацелены на двойное сдерживание Москвы и Пекина».[1]  Предельно точная оценка – это основное ради чего собрались западные «друзья». Про агрессивные намерения этого «собора» в отношении России сказано немало, А что про критику и планы западного альянса в отношении Китая?

С одной стороны, в итоговом документе говорится о готовности выстраивать конструктивные и стабильные отношения с Китаем, и признавать «важность откровенного взаимодействия с ним». С другой – там же содержится традиционный набор претензий к Пекину: и «озабоченность ситуацией с правами человека», и «милитаризация Китая в Южно-Китайском море». Особое недовольство вызвали  «проблемы, связанные с нерыночной политикой и практикой Китая» и «незаконная передача технологий или раскрытие данных».[2] Каких-либо доказательств подобным обвинениям, как всегда, не приводится.

Пекин, естественно, это не оставили без ответа. Он сделал серьезное представление Токио как стороне, принимавшей саммит, за грубое вмешательство стран G7 в дела Китая. В заявлении МИД КНР говорится: «Группа семи» не принимает во внимание серьезную обеспокоенность китайской стороны, упорно манипулирует вопросами, касающимися Китая, клевещет и делает нападки на нашу страну, грубо вмешивается в ее внутреннюю политику». Руководство КНР также предостерегло страны «большой семерки» от участия в политике экономического принуждения, которую активно проводят США. В заявлении указывается, что Вашингтон, вводя односторонние санкции, «занимается политизацией экономики, превращает ее в оружие и выступает в роли притеснителя».[3]

В этом суть дела. Нельзя не обратить внимания и на то, что на саммите «семерки» было принято «Заявление об экономической стрессоустойчивости и экономической безопасности», в котором много громких слов о необходимости сохранения цепочек производства и поставок, продовольственной безопасности, интересах развивающихся стран и прочем. Однако как это сочетается с санкционной политикой Запада, которая наносит ущерб и экономической стрессоустойчивости, и экономической безопасности, и мировой экономике в целом? Особенно учитывая заявление на саммите председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен о том, что ЕС намерен отслеживать работу более 90 компаний по всему миру, которые якобы обходят санкционные ограничения. То есть Европа, вслед за США, в очередной раз заявляет о готовности вводить вторичные санкции.

При этом суть заявления в отношении  Китая свелась к решению о запуске   т. н. «координационной платформы по экономическому принуждению». Обвиняя Пекин в надуманных действиях, в заявлении говорится о необходимости «повысить… сдерживание и реагирование на экономическое принуждение, использовать раннее предупреждение и быстрый обмен информацией, регулярно консультироваться друг с другом, совместно оценивать ситуации, изучать скоординированные ответные меры, сдерживать и, при необходимости, противодействовать экономическому принуждению».[4] То есть создается еще один коллективный западный механизм по экономическому противодействию Китаю.

Обвинения Китаю в «экономическом принуждении» также бездоказательны: Пекин вводит (очень редко) исключительно ответные и, как правило, зеркальные санкции против инициированных Западом санкций и ограничений, применяемых против него.

В итоге саммит «семерки» в Хиросиме показал, что этот формат окончательно сосредоточился не на позитивной повестке (как это было в начале его существования, и особенно когда «семерка» была «восьмеркой» с участием России),  а на негативной повестке, обсуждая исключительно санкции и ограничения против неугодных коллективному Западу стран. При таком тренде «семерка» будет неизбежно изолировать саму себя и на смену ей придут другие: будь то G20 или БРИКС, которые будут более рационально и ответственно обсуждать и решать проблемы глобального управления.


[1] «Лавров: Решения саммита G7 нацелены на двойное сдерживание России и Китая». https://rg.ru/2023/05/20/lavrov-resheniia-sammita-g7-naceleny-na-dvojnoe-sderzhivanie-rossii-i-kitaia.html

[2] «G7 Hiroshima Leaders’ Communiqué. May 20, 2023».https://www.consilium.europa.eu/media/64497/g7-2023-hiroshima-leaders-communiqu%C3%A9.pdf

[3] «Пекин выразил протест в связи с заявлениями стран G7 о Китае». https://iz.ru/1515866/2023-05-20/pekin-vyrazil-protest-v-sviazi-s-zaiavleniiami-stran-g7-o-kitae

[4] «G7 Leaders’ Statement on Economic Resilience and Economic Security». http://www.g7.utoronto.ca/summit/2023hiroshima/230520-economy.html

Читайте материал на сайте журнала «Международная жизнь» >>>